Основные направления государственной политики по поддержке семьи в Республике Узбекистан | | Karakalpak state university

Основные направления государственной политики по поддержке семьи в Республике Узбекистан

За последние десятилетия такой общественный институт, как семья претерпел качественные изменения, превратившись из малозначимого института общества в настоящую основную ячейку, в котором особенное внимание уделяется женщинам и молодежи.

На сегодняшний день в стране осуществляется масштабная работа по повышению общественно-политической и социальной активности женщин, созданию условий для их самореализации в различных сферах и отраслях, обеспечению безусловного соблюдения прав и законных интересов женщин, всесторонней поддержке материнства и детства, а также укреплению института семьи.

Вместе с тем, в этой сфере имеется ряд проблем и недостатков в организации работы с женщинами, укреплении и оздоровлении духовно-нравственной среды в семьях. Все еще недостаточно ведется работа по развитию предпринимательской деятельности среди женщин; предотвращению конфликтных ситуаций в семье и разводов, подготовке молодежи к семейной жизни. Отмечается низкая правовая культура среди женщин и молодежи, которая приводит к возрастанию женской  и подростковой преступности.

В связи важное значение имело принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи» от 2 февраля 2018 года, котором предусмотрены ряд мер по устранению вышеуказанных проблем. Среди таких мер нельзя не упомянуть о создании при Кабинете Министров Республики Узбекистан Научно-практического исследовательского центра «Оила» и о введении с 1 апреля 2018 года должности специалиста по работе с женщинами и укреплению духовно-нравственных ценностей в семьях.

Наряду с данным  указом Президента Республики Узбекистан были приняты такие нормативно-правовые акты, как  Закон Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснения и насилия» от 2 сентября 2019 года, Закон «О гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин» от 2 сентября 2019 года,  Постановление Президента республики «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин»  от 7 марта 2019 года.

Так, в Законе Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин» от 2 сентября 2019 года, целью которого является регулирование социальных отношений в сфере обеспечения гарантий равных прав и возможностей для мужчин и женщин, раскрывается значение таких терминов и понятий, как гендер, гендерная политика, гендерная статистика, гендерная экспертиза, прямая и косвенная дискриминация по признаку пола.  Здесь понятие слова гендер объясняется как социальный аспект отношений между женщинами и мужчинами, который проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку.

 Закон также определяет основные принципы обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин и основные  направления государственной политики в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин являются.

Говоря о значимых изменениях в области социальных отношений, нельзя не упомянуть о вопросах государственной молодежной политики, так как именно молодежь играет важную роль в развитии общества и государства, определяет будущее страны.

Вместе с тем, на местах все еще сохраняются проблемы, препятствующие повышению социально-экономической активности молодежи, широкому вовлечению ее в предпринимательскую деятельность, реализации перспективных идей и проектов молодых предпринимателей, а также обеспечению на этой основе занятости молодежи.

В частности, не реализуются целевые программы и не создана необходимая инфраструктура на местах по комплексному развитию молодежного предпринимательства и активному привлечению молодежи к занятию предпринимательской деятельностью, что является важнейшим условием создания новых рабочих мест.

Среди важных мер государства в сфере молодежной политики можно назвать образование Союза Молодежи, целью которого является воспитание физически здорового, духовно-зрелого и интеллектуально-продвинутого поколения, умеющего самостоятельно мыслить, защищать права и интересы молодых людей. 27 июня 2018 года принята Государственная программа «Молодежь – наше будущее», создан фонд «Молодежь – наше будущее».

Содержание этих важных документов говорит о том, что именно на молодежь возлагаются важные задачи по строительству нового демократического общества. Но для этого необходимо, чтобы её представители стали одним крепким звеном в цепи, объединяющей все механизмы в крепком здании будущего Узбекистана. Обществу нужна креативно мыслящая молодежь, уверенная в своих силах. Основой программы стало обеспечение занятости посредством содействия и поддержки в реализации молодежных бизнес-инициатив, стартапов, идей и проектов, обучения незанятой молодежи востребованным на рынке труда специальностям и навыкам ведения бизнеса, а также повышение ее социально-экономической активности в целом.

Как говорил глава нашего государства «Мы – наследники великих предков, а значит, мы должны, обязаны быть достойными последователями и продолжателями их благородных дел и славных традиций».

В целом можно сказать, что за последние годы в республике принимаются меры по поддержке молодежи, особое внимание уделяется созданию благоприятных условий, направленных на защиту женщин, улучшению условий их жизни, решению бытовых проблем, созданию предпосылок для проявления ими своих способностей и потенциала. И результатом такого внимания  со стороны государства являются имеющие место значимые изменения как и в социальных отношениях, так и в  законодательстве Республики Узбекистан.

Е.Кутыбаева,

Профессор Каракалпакского государственного

университета им. Бердаха.

А.Досназарова,

Студентка 2 курса юридического факультета Каракалпакского

государственного университета им. Бердаха.

Полезные ссылки